address2arrow-email-sendarrow-rightbtn-right-arrowbubbleclosecomment-arrow-answerenvelopeeyefriendshamburgerheartHeart copy 26heart-emptyhomehumanlikelk-bubblelk-eyeHeart copy 26lk-pencilloginnav-editnav-eyenav-newsnav-starnav-userloginnext-arrow-rightpagination-lastpagination-nextShape 19 copysearchstarstar-fulluserBriefcaseCard

Спецпроекты

Надежда Иванова, факультет фундаментальной медицины МГУ: «В науке мне нравится то, что она есть».

Текст создан в рамках проекта «Будущее»: редакция PCR.ru задает одни и те же вопросы молодому поколению ученых. Предлагается смоделировать ситуацию «если бы я был начальником». Выбор начальственного поста остается за интервьюируемым. Ответы нам представляются весьма содержательными, а главный вывод — позитивным: будущее у нашей науки достойное.

Чтобы что-то изменить в науке, нужно занимать пост президента государства. Бюджет распределять правильно, потому что у науки мало финансирования. Можно быть, конечно, и президентом РАН, если ты достаточно влиятелен и готов выбивать финансирование на науку. Но я лично согласилась бы на пост президента России.

При достаточном финансировании ремонт можно было бы сделать во многих местах, Многие российские лаборатории выглядят, мягко говоря, не очень, хотя со стороны функциональности и оснащенности все прекрасно. Обстановка, мебель — это вещи не очень важные, но на общую атмосферу и настроение тоже влияют.

Я сама не определилась, какую роль в моей жизни занимает наука. Я студент медицинского учреждения, и сейчас только пытаюсь понять, насколько подхожу для науки, готова ли работать чисто клиницистом. Идеально было бы совмещать эти вещи. Но если ты работаешь врачом или учишься в медицинском вузе, на глобальные изменения в мире нет желания и сил.

В науке мне нравится то, что она есть. Несмотря на не самые высокие зарплаты, на трудности, с которыми постоянно сталкиваются как ученые, так и врачи, люди продолжают что-то делать. Активно идет популяризаторская деятельность, что тоже очень радует: много мероприятий, много лекций на самые разные темы. У меня нет особо времени слушать эти лекции, но люди работают, во многом просто на энтузиазме, и это классно.

По жизни я бы назвала себя рядовым человеком, потому что я не подхожу на роль человека, увлеченного только работой. В любом случае мне в какой-то момент придется совмещать работу с семьей, поэтому никаких сверхцелей я перед собой не ставлю. Так что скорее я себя вижу врачом, правда, не знаю точно ни про специализацию, ни про нагрузку. В общем, просто хорошим врачом… и хорошим человеком, у которого есть время на какие-то посторонние дела, на саморазвитие, на близких. Не знаю, как люди умудряются все это совмещать. Надо будет найти какой-то компромисс.

Идеальный мир мне сложно представить. Все люди не могут действовать; по адекватному сценарию. Гармоничное общество должно содержать в себе некий процент нарушителей закона, эгоистов с отсутствием гражданской ответственности и хороших, милых граждан. На бактериях, кажется, было показано, что колонии, которые содержат как паразитов, так и альтруистов, развиваются более успешно, чем колонии из одних альтруистов. Не знаю, насколько можно результаты этого эксперимента переносить на человеческое общество, но я считаю, что это вполне разумная идея. Есть государства, в которых, кажется, все хорошо, например Норвегия, но я не знаю, насколько хорошо там люди себя ведут. И выдающихся достижений от Норвегии мы не видим, не встречаем ее ни в каких рейтингах… кроме рейтинга потребления антидепрессантов. Вот, кстати: возможно, человек не приспособлен для утопического общества. Нужно с чем-то постоянно бороться, чтобы поддерживать в себе силы к деятельности. Вот в Японии тоже в принципе все хорошо, но там тоже высокий уровень потребления антидепрессантов, много хикикомори (люди, отказывающиеся от социальной жизни, стремящиеся к крайней степени самоизоляции, могут годами могут не покидать своей квартиры или даже комнаты. — PCR.ru). Люди начинают неестественно себя вести.

Какой будет медицина через 10—20 лет? Первое, что уже сейчас активно развивается, — это удаленный мониторинг человеческих функций. Мы можем мерить артериальное давление, температуру и все остальное без непосредственного контакта с человеком. Это делают какие-нибудь встроенные в часы датчики, а специальные приложения контролируют состояние человека и присылают уведомления, когда ему нужно пойти ко врачу, когда начать и заканчивать принимать лекарства. Так что первое направление — усовершенствованная методика контроля состояния пациента и его лечения с меньшим вмешательством в его жизнь, чтобы ему было комфортно и он не чувствовал, что постоянно находится под давлением. И второе — доказательная медицина: больше будет научно обоснованных фактов, нежели эмпирических наблюдений.

Моя проблема — вставать надо рано. Серьезно, очень тяжелый ритм жизни. Вселенская несправедливость меня беспокоит и наши отношения с Америкой. Еще — импортозамещение. Мы не можем закупать то или иное зарубежное оборудование, поэтому опять переходим на устаревшее, и многих, особенно профессионалов, это напрягает. Может быть, что-нибудь вернется к норме, но пока что к этому не идет ничего.

9121
0
САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ ФОРУМА
Поиск материалов по тегам